16.03.2023 16:31
Адаптация Ж/Д вокзалов для пассажиров с ограниченными возможностями
Корпоративный порядок, который должен обеспечивать людям с ограниченными возможностями по здоровью (ОВЗ), безбарьерную среду на вокзалах, регламентирован на государственном уровне. Официальный документ закрепляет правила и требования, которые должны соблюдаться при организации вокзальной инфраструктуры, в рамках утвержденной государством программы «Доступная среда».
Персонал Ж/Д вокзалов и станций проходит специальное обучение, поэтому готов правильно общаться и (при необходимости) оказать помощь людям с различными видами инвалидностей. Каждого сотрудника, работающего с МГН (маломобильными группами населения), администрация знакомит с нормативной документацией (под роспись) в обязательном порядке.
Какие зоны Ж/Д вокзала адаптируются для пассажиров с физическими ограничениями
Создание безопасных и комфортных условия для инвалидов – это комплекс мероприятий, позволяющих людям с ВОЗ самостоятельно воспользоваться услугами РЖД. Ответственность за соблюдение регламентов официальных государственных документов возлагается на владельца вокзальной инфраструктуры. Создание безбарьерной среды предусматривает адаптацию территории и всех помещений вокзала, где находятся пассажиры. Поэтому специальным оборудованием и устройствами оснащаются:
- парковки;
- залы ожидания;
- лестницы и лифты;
- зоны приобретения билетов;
- комнаты отдыха;
- пункты медпомощи;
- кафе и буфеты;
- туалеты;
- перроны и платформы.
Требованиями по адаптации железнодорожных вокзалов для инвалидов и маломобильных граждан предусмотрена установка в каждой зоне средств вызова экстренной помощи (при необходимости). Пассажиру с ОВЗ может быть предоставлено кресло-коляска.
Технические возможности для обеспечения доступной среды на вокзалах
Совместные инновационные разработки медиков и технических специалистов позволяют предложить перечень устройств и оборудования для создания условий камфорного пребывания на Ж/Д вокзалах для людей с ОВЗ. В целях выполнения программы «Доступная среда», инфраструктура вокзалов оснащается:
- специальными пандусами, подъемниками, лифтами;
- местами для парковки инвалидных колясок, где размещены розетки для подзарядки гаджетов;
- игровыми зонами для детей-инвалидов с интерактивными столами;
- сенсорно-тактильными терминалами, позволяющими получить нужную информацию (в том числе в видеоформате на языке жестов);
- индукционными системами и наушниками (что позволяет слабослышащим пассажирам подключиться к общей системе оповещения);
- мнемосхемами и пиктограммами для незрячих и слабовидящих людей;
- сенсорными кранами, сушилками для рук, откидными и опорными поручнями (в санузлах);
- выделенными местами для размещения собак-проводников.
На вокзалах создаются отдельные залы ожидания для маломобильных граждан (где инвалиды могут находиться в креслах-колясках). Устанавливаются автоматические входные группы с пандусами, которые позволяют беспрепятственно заезжать в помещение вокзала инвалидам-колясочникам и не мешают обычным пассажирам. В залах продажи билетов несколько окон располагаются ниже стандартных, что дает возможность самостоятельно приобрести документ на проезд прямо с кресла.
Все помещения, лестницы и привокзальная территория оснащаются тактильными индикаторами, контрастными линиями и разметками, антискользящими покрытиями и плиткой. Тактильные таблички указывают, где находится Вход/Выход, лестницы, санузлы. Это позволяет людям с ограниченными возможностями ориентироваться в пространстве, выбирать правильное направление без посторенней помощи.
Какую помощь должны оказывать сотрудники Ж/Д вокзала
В перечень обязательных мероприятий по организации удобного и безопасного доступа инвалидов и МГН к услугам РЖД входит всесторонняя помощь людям с физическими ограничениями. Сотрудники вокзала:
- сопровождают пассажира с ВОЗ по территории и всем функциональным помещениям;
- предоставляют в доступном для человека формате необходимую информацию (в штате должен быть специалист сурдопереводчик или тифлосурдопереводчик);
- занимаются оказанием помощи при прохождении через турникеты, в процессе посадки или выходе из вагона или социального такси;
- организовывают доставку, погрузку, разгрузку багажа;
- присутствуют при прохождении, предусмотренных законодательством, контролей (таможенного, пограничного, санитарно-карантинного).
В здании вокзала находятся специальные центры помощи пассажирам с физическими ограничениями, которые работают круглосуточно. Существует возможность заранее подать в электронном виде заявку на сопровождение инвалида (в таком случае специально подготовленные сотрудники встречают человека в условленном месте и сопровождают на всех этапах).
Адаптационное оборудование и устройства для людей с физическими ограничениями и инвалидов предлагает заказать интернет-магазин «Гармония». На сайте представлены сертифицированные технические средства, разработанные в рамках осуществления программы «Доступная Среда» (Красноярск). Мобильное приложение «Азбука доступности online» позволяет получить квалифицированную консультацию и всестороннюю помощь по выбору систем и приспособлений для железнодорожных вокзалов.