16.03.2023 16:31

Адаптация Ж/Д вокзалов для пассажиров с ограниченными возможностями

Корпоративный порядок, который должен обеспечивать людям с ограниченными возможностями по здоровью (ОВЗ), безбарьерную среду на вокзалах, регламентирован на государственном уровне. Официальный документ закрепляет правила и требования, которые должны соблюдаться при организации вокзальной инфраструктуры, в рамках утвержденной государством программы «Доступная среда».

Персонал Ж/Д вокзалов и станций проходит специальное обучение, поэтому готов правильно общаться и (при необходимости) оказать помощь людям с различными видами инвалидностей. Каждого сотрудника, работающего с МГН (маломобильными группами населения), администрация знакомит с нормативной документацией (под роспись) в обязательном порядке.

доступная среда

Какие зоны Ж/Д вокзала адаптируются для пассажиров с физическими ограничениями

Создание безопасных и комфортных условия для инвалидов – это комплекс мероприятий, позволяющих людям с ВОЗ самостоятельно воспользоваться услугами РЖД. Ответственность за соблюдение регламентов официальных государственных документов возлагается на владельца вокзальной инфраструктуры. Создание безбарьерной среды предусматривает адаптацию территории и всех помещений вокзала, где находятся пассажиры. Поэтому специальным оборудованием и устройствами оснащаются:

  • парковки;
  • залы ожидания;
  • лестницы и лифты;
  • зоны приобретения билетов;
  • комнаты отдыха;
  • пункты медпомощи;
  • кафе и буфеты;
  • туалеты;
  • перроны и платформы.

Требованиями по адаптации железнодорожных вокзалов для инвалидов и маломобильных граждан предусмотрена установка в каждой зоне средств  вызова экстренной помощи (при необходимости). Пассажиру с ОВЗ может быть предоставлено кресло-коляска.

Технические возможности для обеспечения доступной среды на вокзалах

Совместные инновационные разработки медиков и технических специалистов позволяют предложить перечень устройств и оборудования для создания условий камфорного пребывания на Ж/Д вокзалах для людей с ОВЗ. В целях выполнения программы «Доступная среда», инфраструктура вокзалов оснащается:

  • специальными пандусами, подъемниками, лифтами;
  • местами для парковки инвалидных колясок, где размещены розетки для подзарядки гаджетов;
  • игровыми зонами для детей-инвалидов с интерактивными столами;
  • сенсорно-тактильными терминалами, позволяющими получить нужную информацию (в том числе в видеоформате на языке жестов);
  • индукционными системами и наушниками (что позволяет слабослышащим пассажирам подключиться к общей системе оповещения);
  • мнемосхемами и пиктограммами для незрячих и слабовидящих людей;
  • сенсорными кранами, сушилками для рук, откидными и опорными поручнями (в санузлах);
  • выделенными местами для размещения собак-проводников.

На вокзалах создаются отдельные залы ожидания для маломобильных граждан (где инвалиды могут находиться в креслах-колясках).  Устанавливаются автоматические входные группы с пандусами, которые позволяют беспрепятственно заезжать в помещение вокзала инвалидам-колясочникам и не мешают обычным пассажирам. В залах продажи билетов несколько окон располагаются ниже стандартных, что дает возможность самостоятельно приобрести документ на проезд прямо с кресла.

Все помещения, лестницы и привокзальная территория оснащаются тактильными индикаторами, контрастными линиями и разметками, антискользящими покрытиями и плиткой. Тактильные таблички указывают, где находится Вход/Выход, лестницы, санузлы. Это позволяет людям с ограниченными возможностями ориентироваться в пространстве, выбирать правильное направление без посторенней помощи.

Какую помощь должны оказывать сотрудники Ж/Д вокзала

В перечень обязательных мероприятий по организации удобного и безопасного доступа инвалидов и МГН к услугам РЖД входит всесторонняя помощь людям с физическими ограничениями. Сотрудники вокзала:

  • сопровождают пассажира с ВОЗ по территории и всем функциональным помещениям;
  • предоставляют в доступном для человека формате необходимую информацию (в штате должен быть специалист сурдопереводчик или тифлосурдопереводчик);
  • занимаются оказанием помощи при прохождении через турникеты, в процессе посадки или выходе из вагона или социального такси;
  • организовывают доставку, погрузку, разгрузку багажа;
  • присутствуют при прохождении, предусмотренных законодательством, контролей (таможенного, пограничного, санитарно-карантинного).

В здании вокзала находятся специальные центры помощи пассажирам с физическими ограничениями, которые работают круглосуточно. Существует возможность заранее подать в электронном виде заявку на сопровождение инвалида (в таком случае специально подготовленные сотрудники встречают человека в условленном месте и сопровождают на всех этапах).

Адаптационное оборудование и устройства для людей с физическими ограничениями и инвалидов предлагает заказать интернет-магазин «Гармония». На сайте представлены сертифицированные технические средства, разработанные в рамках осуществления программы «Доступная Среда» (Красноярск). Мобильное приложение «Азбука доступности online» позволяет получить квалифицированную консультацию и всестороннюю помощь по выбору систем и приспособлений для железнодорожных вокзалов.