29.04.2020 10:46

Что такое инклюзия и почему взрослые мешают детям учиться?

Под инклюзивным образованием традиционно принято понимать некоторое педагогическое пространство, где одновременно обучаются люди с инвалидностью и обычные дети. Хотя могут быть и взрослые. Однако инклюзия включает в себя немного более широкое понятие. Вместе могут постигать азы наук люди с разными языками, вероисповеданием. Именно интеграция их в привычные нам учебные классы и называется инклюзией.

оборудование для инклюзивного образования

Чем «опасны» взрослые?

Чаще всего проблемы в инклюзивном образовании наиболее ярко проявляются в детских коллективах. И самое печальное, что их инициаторами выступают именно взрослые родители детей без инвалидности.

В последнее время все чаще наблюдается ситуация, когда такие мамы и папы не желают допускать в классы к их детям людей с ограниченными возможностями, ошибочно полагая, что те причинят их чадам какой-то вред или научат «плохому»

На самом деле это серьезное, но весьма распространенное, заблуждение.

  • Эти дети очень многое пережили. И даже своими еще маленькими умами поняли цену доброте, порядочности, честности, открытости. Вы никогда не увидите в их глазах хитрости, а тем более, подлости.
  • Все дети, которые нуждаются хоть в какой-либо, самой маленькой, помощи, приходят на занятия с сопровождающими, так называемыми, тьюнерами. Это специально подготовленные специалисты, способные решать любые, даже самые сложные и неординарные, задачи.

И еще, на практике неоднократно доказано, что агрессию к другим детям с инвалидностью проявляют только те, чьи родители в домашней обстановке, что называется, «науськивают» своих «волчат», мол, ты смотри, он не такой как ты, такие дети тебя недостойны, они отсталые… В этом случае именно родители виновны в разжигании конфликтов в детском коллективе.

А что в отношении педагогов?

Это еще одна сторона медали под названием «мешающие взрослые». Дело в том, что педагогические работники обязаны быть не только добрыми и душевными, понимающими и отзывчивыми (это даже не обсуждается), но и профессионалами своего дела.

Необходимо отметить, что стандартных педагогических знаний человеку, работающему в инклюзивном классе, порой, недостаточно. Именно по этой причине для таких специалистов в обязательном порядке должны проводиться специализированные курсы повышения квалификации, тренинги и семинары. Причем, они не должны быть формальностью, как это у нас бывает принято.

На таких занятиях полезно педагогу самому окунуться в среду детей с ограниченными возможностями, побыть некоторое время условно незрячим или «приобрести» ДЦП с ограничением подвижности конечностей. Такой подход сильно меняет не только профессиональные подходы человека, но и его жизненные приоритеты. 

В чем особенность обучения? 

Еще одним «страхом» родителей является то, что дети, якобы, будут бездельничать, пока учитель объясняет материал «отстающим». Во-первых, понятие индивидуального подхода и разноуровневых заданий никто не отменял. Во-вторых, что гораздо важнее, дети с инвалидностью обучаются по своим, особенным программам. И происходит это в отдельных группах, со своими учителями. И только на общеразвивающих предметах, таких как рисование, музыка, трудовое обучение или физическая культура, дети собираются, что называется, вместе. Кому будет хуже, если ребята проведут какое-то время совместно?

Таким образом, инклюзивное образование – это нестрашно, неопасно и незаразно. Но именно оно дает определенной части нашего общества, пожалуй, единственный шанс стать полноценным гражданином, воспользоваться правом на образование. Так давайте все вместе им в этом поможем. Тем более, что от вас, взрослые, требуется только «не мешать».

Со своей стороны, компания «Гармония» в Красноярске гарантирует поставку качественного, безопасного, эргономически выверенного оборудования для формирования доступной среды в тех образовательных заведениях, где будут работать инклюзивные классы.