12.01.2022 16:26

Удобство и безопасность: Яндекс Go адаптирован для незрячих пользователей

По данным ВОЗ, на планете сегодня насчитывается более 2 млрд. людей, страдающих от полной слепоты или имеющих серьезные проблемы со зрением. В России, по сообщению Росстата, в 2020 году болезни глаз зарегистрированы у 15,23 млн. человек. Очевидно, что адаптация городских сервисов для незрячих пользователей была и остается одной из первостепенных задач.

доступная среда Красноярск

Доступные услуги

Компания «Яндекс» благодаря настройке экранного доступа адаптировала популярный сервис Яндекс Go для слабовидящих и незрячих клиентов. Теперь люди с нарушением зрения могут самостоятельно  — через сайт или  с помощью голосового помощника — заказать такси в Красноярске по телефону, с мобильного устройства, планшета или компьютера.

Помимо этого, слабовидящим пользователям стали доступны такие функции:

  • задать маршрут движения;
  • выбрать тариф и марку авто;
  • узнать стоимость поездки;
  • указать способ оплаты услуги;
  • оставить комментарий, отзыв водителю.

Приблизиться к «благам цивилизации» незрячим помогают Voice Over, JAWS и другие программы экранного доступа, которые озвучивают все то, что отображается на экране гаджетов. Кроме этого, разработчики снабдили интерфейс невидимыми подписями-подсказками на полях, кнопках, других элементах экрана. Такая разметка и голосовое сопровождение позволяют людям с нарушением зрения быстро сориентироваться, понять, на какой странице они находятся, какие действия необходимо выполнять далее.

Обычную веб-страницу или документ, заверяют разработчики, программа экранного доступа способна озвучить и без предварительной подготовки. Но в ситуации со сложными многофункциональными сервисами, приложениями требуется серьезная доработка — к элементам интерфейса на уровне кода дописываются пояснения, как и в какой последовательности следует озвучивать команды. В ином случае программа просто может дать сбой, дезориентировать пользователя или «перекинуть» его не на ту страницу.

Корректность работы скрин-ридера, навигацию, качество и доступность сервиса голосового взаимодействия с программами, приложениями, сайтами оценивали, в том числе, слабовидящие тестировщики.

Евгений Арнапольский, один из тестировщиков адаптированной версии интерфейса, отмечает, что после внесенных изменений сервис стал намного удобнее и проще. Так, теперь все элементы подписаны, по ним легко ориентироваться и перемещаться, на веб-сайте навигация осуществляется при помощи курсора или клавиши Tab. Интерфейс приложения Яндекс Go позволяет выбирать необходимый параметр заказа, двигаться от элемента к элементу экрана с помощью жестов. Фокус не «скачет», перемещается корректно и последовательно, пользователю не приходится возвращаться назад, чтобы, наконец, «попасть» на нужный элемент.

Ранее для заказа такси, говорит Артем Молчанов, руководитель продуктового направления Яндекс Go, незрячим пользователям необходимо было передать смартфон другому человеку или же связываться с оператором колл-центра. По нашему мнению, это не верно — с помощью адаптации интерфейса сайтов и приложений мы хотим создать максимально доступную среду, в которой люди с инвалидностью будут на равных с остальными пользоваться всеми технико-технологическими достижениями.

Так, благодаря обновленному и усовершенствованному интерфейсу теперь незрячие пользователи могут пообщаться с водителем такси в чате, позвонить ему, чтобы, например, указать место, где их следует забрать, или сообщить об изменении маршрута. Клиенты набирают свои сообщения на обычной или клавиатуре Брайля, а ответы водителя им уже озвучивает программа экранного доступа.

Возможности и перспективы

Представители «Яндекса» отметили, что на сегодня пользователям с нарушением зрения доступны:

  • «Яндекс. Браузер» для ПК;
  • веб-версии «Погоды», «Поиска»;
  • приложение «Метро».

В дальнейшем, заверяют разработчики, адаптация интерфейса будет продолжаться, и число функций, сервисов, которыми смогут беспрепятственно пользоваться слабовидящие, заметно увеличится. Это, в свою очередь, поможет максимально приблизиться к решению проблемы безопасного и комфортного перемещения по Красноярску незрячих людей.