19.06.2023 12:50
Тактильная разметка для маломобильных групп населения
С начала 2007 года были проведены исследования с целью разработки и реализации универсальных решений для обеспечения доступности мест для людей с инвалидностью и малой подвижностью. Это позволило создать новые инфраструктурные объекты с возможностью легкого доступа для всех категорий людей.
Среди таких объектов можно выделить метрополитен, который ранее представлял собой опасный и недоступный вид транспорта для многих людей с ограниченными возможностями. В городах возникала проблема для людей с инвалидностью и МГН спускаться не только в подземные переходы, но и подниматься в надземные. Теперь люди с ограниченными возможностями могут легко перемещаться в любой городской среде благодаря новым решениям в области универсального доступа. Эти решения помогают обеспечить безбарьерный доступ для людей с любыми видами ограничений и улучшить их качество жизни.
Разметкой в основном выделяются:
- пути движения МГН и повороты на этих линиях;
- стоп-линии (запрет передвижения);
- зоны, на которые необходимо обратить внимание;
- зоны определенных услуг
Зоны внимания (зоны для принятия решения) – это места перепадов полов (пандусы, лестничные клетки) или дверные/лифтовые проемы.
Зоны оказания услуг – территории, на которых маломобильный человек должен пребывать в ожидании приема сотрудниками (кассы обслуживания и самообслуживания, регистрационные стойки и т.д.)
Основными требованиями к разметке являются:
- прямолинейность поворотов (не отклоняясь от 90 градусов)
- контрастность цветового решения, заметность, яркость;
- отсутствие иных видов транспорта на пути движения МГН (автомобили, велосипеды).
Комплекс мероприятий для метрополитенов
Одной из важных задач, которые успешно реализуются в рамках государственной программы «Доступная среда Красноярск», является адаптация метрополитена для людей с ограниченными возможностями зрения. По данным статистики, в России есть не менее 200 тысяч слепых и слабовидящих граждан. Примечательно, что почти четверть из этого числа составляют люди трудоспособного возраста, которые регулярно ездят на работу и ведут активный образ жизни.
В частности, были установлены звуковые системы, информационные табло и увеличительные устройства, обеспечивающие возможность незрячим и слабовидящим гражданам комфортно ориентироваться на вокзалах и в поездах.
Данные изменения оказали значительное влияние на повседневную жизнь людей с ограничениями зрения. Новые условия использования метрополитена позволяют им чувствовать себя увереннее и комфортнее, а также получать доступ к значительно большему количеству мест в городе, что особенно важно для тех граждан, которые активно ведут свою профессиональную и социальную жизнь.
Среди наиболее эффективных методов, разработанных для ориентирования пользователей с ограниченными возможностями, стоит упомянуть:
- шуцлинии;
- тифломаршруты;
- шрифт Брайля на стойках экстренного вызова;
- контрастные ленты металлодетекторов;
- звуковые маяки;
- тактильную плитку и указатели.
Эти системы помогают людям с ограниченной зрительной или слуховой функцией ориентироваться на станциях метро.
Шуцлинии – это длинные полосы браилевского шрифта, размещенные на стенах и напольных покрытиях. Тифломаршруты – это специальные маршруты, обозначенные тактильной плиткой.
Дублирование стоек экстренного вызова шрифтом Брайля позволяет людям с ограниченной зрительной функцией быстро узнать, где находятся стойки экстренного вызова. Контрастные ленты металлодетекторов позволяют людям с ограниченной зрительной функцией выделить место, где находятся металлические двери или турникеты. Звуковые маяки, в свою очередь, позволяют ориентироваться на станции метро по звуковому сигналу. Тактильная плитка и указатели – это специальные элементы, которые помогают незрячим и слабовидящим людям ориентироваться в транспортной системе.
Таким образом, удобства и сервис, предоставляемые на станциях метро, могут быть дополнены и расширены за счет некоторых систем и мер, предназначенных для обеспечения безопасности и комфорта для всех пользователей системы транспорта, включая людей с особыми потребностями.
Дорожная разметка для слабовидящих и незрячих людей
Разметка, регулирующая движение на проезжих частях города, также может быть адаптирована для людей с ограничениями. По пункту 4.2.2 ГОСТ Р 52875-2018, пешеходные переходы (наземные, регулируемые и нерегулируемые) должны быть оборудованы рифленой плиткой, продольно направлению движения транспортных средств. Для уведомления водителей о приближающемся месте, требующего особого внимания, на расстоянии 30-50 м дорожное полотно оборудуется рифленой «аудиоразметкой», сокращающейся по мере приближения перехода.
Зависимость безопасности передвижения МГН к социуму
Несмотря на предпринимаемые меры по обеспечению безопасности и комфортной навигации людей с особыми потребностями, благоприятные условия должны включать в себя и уважительное отношение общества к таким гражданам. Стоит уделить внимание воспитанию этических качеств, сострадания и взаимовыручки, наладить культуру общения.
Несмотря на ограниченность в жизненных аспектах, маломобильным группам населения чаще всего необходимы не жалость и снисхождение, а признание равноправными членами социума. Таким образом, сочетание уважительного и бережного отношения к предметам обихода МГН с помощью и поддержкой таких групп населения поможет людям с ограничениями чувствовать себя единым целым с окружающим миром.