19.06.2023 12:50

Тактильная разметка для маломобильных групп населения

С начала 2007 года были проведены исследования с целью разработки и реализации универсальных решений для обеспечения доступности мест для людей с инвалидностью и малой подвижностью. Это позволило создать новые инфраструктурные объекты с возможностью легкого доступа для всех категорий людей.

тактильная разметка

Среди таких объектов можно выделить метрополитен, который ранее представлял собой опасный и недоступный вид транспорта для многих людей с ограниченными возможностями. В городах возникала проблема для людей с инвалидностью и МГН спускаться не только в подземные переходы, но и подниматься в надземные. Теперь люди с ограниченными возможностями могут легко перемещаться в любой городской среде благодаря новым решениям в области универсального доступа. Эти решения помогают обеспечить безбарьерный доступ для людей с любыми видами ограничений и улучшить их качество жизни.

Разметкой в основном выделяются:

  • пути движения МГН и повороты на этих линиях;
  • стоп-линии (запрет передвижения);
  • зоны, на которые необходимо обратить внимание;
  • зоны определенных услуг

Зоны внимания (зоны для принятия решения) – это места перепадов полов (пандусы, лестничные клетки) или дверные/лифтовые проемы.

Зоны оказания услуг – территории, на которых маломобильный человек должен пребывать в ожидании приема сотрудниками (кассы обслуживания и самообслуживания, регистрационные стойки и т.д.)

Основными требованиями к разметке являются:

  • прямолинейность поворотов (не отклоняясь от 90 градусов)
  • контрастность цветового решения, заметность, яркость;
  • отсутствие иных видов транспорта на пути движения МГН (автомобили, велосипеды).

Комплекс мероприятий для метрополитенов

Одной из важных задач, которые успешно реализуются в рамках государственной программы «Доступная среда Красноярск», является адаптация метрополитена для людей с ограниченными возможностями зрения. По данным статистики, в России есть не менее 200 тысяч слепых и слабовидящих граждан. Примечательно, что почти четверть из этого числа составляют люди трудоспособного возраста, которые регулярно ездят на работу и ведут активный образ жизни.

В частности, были установлены звуковые системы, информационные табло и увеличительные устройства, обеспечивающие возможность незрячим и слабовидящим гражданам комфортно ориентироваться на вокзалах и в поездах.

Данные изменения оказали значительное влияние на повседневную жизнь людей с ограничениями зрения. Новые условия использования метрополитена позволяют им чувствовать себя увереннее и комфортнее, а также получать доступ к значительно большему количеству мест в городе, что особенно важно для тех граждан, которые активно ведут свою профессиональную и социальную жизнь.

Среди наиболее эффективных методов, разработанных для ориентирования пользователей с ограниченными возможностями, стоит упомянуть:

  • шуцлинии;
  • тифломаршруты;
  • шрифт Брайля на стойках экстренного вызова;
  • контрастные ленты металлодетекторов;
  • звуковые маяки;
  • тактильную плитку и указатели.

Эти системы помогают людям с ограниченной зрительной или слуховой функцией ориентироваться на станциях метро.

Шуцлинии – это длинные полосы браилевского шрифта, размещенные на стенах и напольных покрытиях. Тифломаршруты – это специальные маршруты, обозначенные тактильной плиткой.

Дублирование стоек экстренного вызова шрифтом Брайля позволяет людям с ограниченной зрительной функцией быстро узнать, где находятся стойки экстренного вызова. Контрастные ленты металлодетекторов позволяют людям с ограниченной зрительной функцией выделить место, где находятся металлические двери или турникеты. Звуковые маяки, в свою очередь, позволяют ориентироваться на станции метро по звуковому сигналу. Тактильная плитка и указатели – это специальные элементы, которые помогают незрячим и слабовидящим людям ориентироваться в транспортной системе.

Таким образом, удобства и сервис, предоставляемые на станциях метро, могут быть дополнены и расширены за счет некоторых систем и мер, предназначенных для обеспечения безопасности и комфорта для всех пользователей системы транспорта, включая людей с особыми потребностями.

Дорожная разметка для слабовидящих и незрячих людей

Разметка, регулирующая движение на проезжих частях города, также может быть адаптирована для людей с ограничениями. По пункту 4.2.2 ГОСТ Р 52875-2018, пешеходные переходы (наземные, регулируемые и нерегулируемые) должны быть оборудованы рифленой плиткой, продольно направлению движения транспортных средств. Для уведомления водителей о приближающемся месте, требующего особого внимания, на расстоянии 30-50 м дорожное полотно оборудуется рифленой «аудиоразметкой», сокращающейся по мере приближения перехода.

Зависимость безопасности передвижения МГН к социуму

Несмотря на предпринимаемые меры по обеспечению безопасности и комфортной навигации людей с особыми потребностями, благоприятные условия должны включать в себя и уважительное отношение общества к таким гражданам. Стоит уделить внимание воспитанию этических качеств, сострадания и взаимовыручки, наладить культуру общения.

Несмотря на ограниченность в жизненных аспектах, маломобильным группам населения чаще всего необходимы не жалость и снисхождение, а признание равноправными членами социума. Таким образом, сочетание уважительного и бережного отношения к предметам обихода МГН с помощью и поддержкой таких групп населения поможет людям с ограничениями чувствовать себя единым целым с окружающим миром.